Алтынҡойроҡ-Көмөшьял (Златохвостый-Серебряногривый)


banner 13

БХИ, 2, 1959, стр. 61—67. Зап. в 1939 г. в дер. Киекбаево Бурзянского р-на БАССР поэтом Гайнаном Амири от Фатимы Алтышшгаой.

Двенадцатилетний сирота Кыдрас нанимается в батраки к баю и выполняет приказ выкупать ишака и не дать ему возможности на обратном пути вываляться в земле, колет ишаку под хвост иголкой, ишак стремглав бежит домой. За то, что сумел пригнать ишака чистеньким, бай дает батраку обещанные двести рублей. Эти деньги Кыдрас приносит сестрам и отправляется искать новую работу. Его, заночевавшего под стогом сена, окружают волки, но он, благодаря своей находчивости, спасается. Нанимается к другому баю пасти тридцать четыре кобылицы и шесть жеребцов. Бай велит ему подкараулить, выследить кобылицусо звездочкой па лбу — Юндузкашку, которая жеребилась тайном от людей и утаивала жеребенка. Три ночи подряд Кыдрас следит за ней, не смыкая глаз, а на четвертую ночь засыпает. Когда проснулся, кобылица исчезла. Кыдрас пастигает ее у Аральского моря, ныряет вслед за последний раз поскакать на своем воспитаннике. Златохвостый-Сереб-ряногривый мчит его в далекий край. На опушке дремучего леса джигит расстается с ним, вырвав из золотого хвоста три волосенки. Приходит в город и останавливается в доме старика, который ежедневно носил во дворец яблоки. Вместо старика туда отправляется Кыдрас и дает старшей царевне гнилое яблоко, средней — полугнилое, а младшей — спелое, красное. Царь по настоянию оскорбленных старших дочерей требует объяснения такой дерзости. Кыдрас объясняет, что у старшей царевны молодость прошла. У средней молодость на исходе, а младшая поспела, как наливное красное яблоко. На другой день царь объявляет, что его дочери будут бросать яблоки в толпу джигитов: в кого попадет яблоко царевны, тот — ее избранпик. Яблоко старшей царевны достается солдату, средней — офицеру, а яблоко младшей — Кыдрасу. По приказу недовольного царя младшую дочь с ее мужем поселяют в бане. Вскоре три царских зятя отправляются добыть для исцеления заболевшего тестя левое ребро стооднолетней совы, которая обитает в дремучем лесу. Кыдрас, выехав за город на чесоточной коняге, вызывает к себе Златохвостого-Серебряногривого и находит стоодно-летнюю сову. Под видом лесника встречает свояков и отдает им правое ребро совы за ремень, вырезанный из спины старшего. От мяса, принесенного старшими зятьями, царь чуть не умер. Помогло левое ребро совы, которое принес младший. Но царь еще не выздоровел. На другой день зятья отправляются за стосемилетней совой. На этот раз Кыдрас отдает правое ребро совы младшему свояку, взамен чего на его спине выжигает раскаленным перстнем клеймо. От принесенного Кыдрасом мяса царь выздоравливает, но продолжает смотреть на него с презрением. Кыдрас отлучается на три месяца из дома и возвращается под видом царя соседней страны и требует, чтобы ему выдали двух беглых солдат — клейменых преступников. Вопреки уверению старика царя, Кыдрас вынуждает организовать осмотр всех солдат и разоблачает свояков. Младшая царевна просит пощадить отца. Кыдрас снимает царский наряд, и царь узнает младшего зятя. Кыдрас с женой поселяются вдали от дворца. Узнав, что царь посмеивается над ним, устраивает большой пир. Царь брезгует есть из общего котла, пить кумыс из общей чаши. Против надменного царя восстает народ и требует его изгнания. Кыдрас поручает Златохвостому-Серебряногривому увезти царя в дремучий лес. Там в одиночестве царь погибает от голода.

Не полностью АТ 532 (ВР III, 136; ЕВ 247. Незнайко) + АТ 530 А ( = АА 530 *В. Зятья царя добывают для него диковинки). В данной сказке своеобразно ярко разработаны необычные для сюжетных типов 532 и 530 А эпизоды службы находчивого мальчика-батрака у баев, овладения чудесным жеребепком и эпизоды пира, восстания против царя. Мотив избрания мужей царевнами, бросающими яблоки в толпу джигитов, встречается и в других вариантах сюжета «Незнайко» — башкирских и русских: см. текст 24 и Ск. Баш., 1969, Л» 1. Ср. текст «Незнай». 4 варианта сюжетного типа 532 (в контаминации с АТ 502) опубликовано в сб. Бессонова: № 38—41; неопубликованные варианты: «Турсанай», ФФ БГУ — 68, стр. 30—34, зап. в 1968 г. в дер. Ялчигулово Учалинского р-на; «Незнайка», НА, ф. 3, оп. 12, ед. хр. 235, стр.376-387, зап.в 1949 г. в дер. Ибраево Кигинского р-на; «Йэшел» («Зеленый»), НА, ф. 3, оп. 12. 254, стр. 15—23, текст не паспортизирован. В сказке «Турсанай» сюжетный тип 532 в значительной мере осложняется необычными мотивами. Казахский вариант «Незнайки»:КС 1, стр. 60—68; русских вариантов — 35; украинских —11; белорусских — 10 (Бараг, стр. 216), История сказок тина 532 связана со средневековыми романами. Сюжетный тип АТ 530 А особенно характерен для русского фольклорного материала (30 опубликованных вариантов), реже встречается в белорусском (5), украинском (2), чешском (2), эстонском (1). В башкирский фольклор перешел, вероятно, из русского, для которого типична также контаминация сюжетных типов 532 и 530 А. В турецких и других восточных сказках типа 532 нередко проявляется влияние дастана о шахе Исмаиле. Герой и жеребенок рождаются от яблока, которое дал дервшн падишаху; мечеха пытается, действуя заодно с визирем, погубить мальчика и жеребенка...

 

Поделись с друзьями: