Гайнизар и Етимъяр


Давным-давно жил, говорят, хан по имени Зулькарнай. Было у него два сына: старший – Гайнизар, младший – Етимъяр. Когда умерла их мать, хан женился на другой. Невзлюбила мачеха пасынков, постоянно обижала их. Соседи посоветовали Гайнизару:

– Раз мачеха обижает, ты уйди из дома.

Гайнизар решил уйти. По совету соседей сходил перед уходом к старушке-волшебнице, которая жила на окраине города. Волшебница посоветовала ему отправиться к дочери дэва и поучиться у нее волшебству.

– Но сначала подойди к косяку лошадей своего отца, потряси ку-руком, погреми уздечкой. Которая лошадь обернется, ту и седлай,– сказала волшебница.

Гайнизар подошел к косяку лошадей, потряс куруком, погремел уздечкой. На него оглянулся невзрачный жеребенок с облезлой шерстью. Гайнизар поймал его и оседлал. Жеребенок стряхнул шерсть и превратился в отличного жеребца. Гайнизар отправился в дальний путь. После долгого пути у подножья горы решил сделать привал. Расщепил стрелу и развел костер, а наконечники стрел воткнул вокруг золы, образовавшейся от костра.

Наутро Гайнизар перевалил горный хребет и увидел, что навстречу ему идет дэв. Говорит он дэву:

– Я иду к твоей дочери, чтобы поучиться у нее волшебству.

– Ладно, завтра я приду к тебе с войском, если одолеешь его – дочь будет тебя обучать,– отвечает дэв.

Назавтра дэв привел войско. Гайнизар перебил все войско.

– Завтра снова приведу войско,– сказал дэв. И назавтра Гайнизар перебил все войско дэва.

Проходит месяц, год, а дэв каждый день приводит новое войско, а Гайнизар все побеждает.

К этому времени подрос и Етимъяр. Соседи ему говорят:

– У тебя был брат. Он отправился учиться у дочери дэва. Про него знает старушка-волшебница.

Пришел Етимъяр к старушке-волшебнице. Та рассказала ему, где искать брата.

– У подножья горы он делал привал. Там, где разводил костер, воткнул наконечники своих стрел. Если найдешь их, значит, разыщешь брата,– сказала старушка-волшебница. Она посоветовала Етимъяру оседлать «брата» того жеребца, на котором уехал Гайнизар. Оседлал Етимъяр жеребца и отправился на поиски брата. Добрался он до подножья горы, нашел там наконечники стрел брата. Переночевал, а наутро перевалил на ту сторону горного хребта. Там был раскинут шатер, а около дерева забавлялся конь: то развязывался, то завязывался. Конь Етимъяра и тот конь – «братья» – по ржанью узнали друг друга. Етимъяр вошел в шатер. Там спал какой-то человек. Разбудил его джигит, и началась борьба. Наконец Етимъяр одолел противника, сел на него, вытащил кинжал и говорит:

– Ты кто? Не скажешь – убью!

Тот признался, что он сын хана Зулькарная. И братья, узнав друг друга, очень обрадовались.

Гайнизар рассказал брату обо всем, что с ним случилось. Тем временем тот дэв снова привел войско. Братья быстро разгромили войско дэва. Етимъяр стал преследовать самого дэва. Но тот спасся, убежавчв подземную пещеру. Конь Етимъяра сказал хозяину:

– Ты спускайся, я тебя трое суток буду ждать.

Етимъяр вслед за дэвом спустился в пещеру. А под землей был город. Зашел в ближайший дом. Увидел, что там мастерят солдат. Мастера сказали ему:

– Наш дэв поставил одному джигиту условие. И нас заставляет делать солдат, чтобы они воевали против него.

Узнал Етимъяр, где живет дочь дэва. Мастерам же приказал больше не делать солдат и ушел. Пришел в дом дочери дэва. Она в это время обучала девушек. Етимъяр узнал от нее, что смерть ее матери – в яйце, лежащем на подоконнике. Пошел тогда джигит к старухе-дэву. Та в этот час спала. Етимъяр начал ее избивать. Старуха-дэв проснулась, набросилась на Етимъяра и начала одолевать его. Етимъяр потянулся к яйцу на подоконнике. Но старуха в испуге воскликнула:

–Ай, джигит, погубишь ведь!–и со злостью швырнула Етимъяра к другой стене. С третьей попытки Етимъяру все же удалось схватить с подоконника яйцо и раздавить его. Старуха-дэв тут же испустила дух.

Вместе с дочерью дэва Етимъяр выбрался на поверхность земли. Етимъяр сказал ей:

– Мой брат Гайнизар договорился с твоим отцом, чтобы ты учила его.

Девушка согласилась. Подошли к шатру. Смотрят, в шатре дочти ослепший старец сидит. Етимъяр начал расспрашивать его: кто он такой? Это оказался Гайнизар.

– Я думал, что ты погиб,– сказал он,– поэтому с горя дошел до такого состояния.

Дочь дэва дала Гайнизару какое-то лекарство. Как только он выпил – сразу же стал таким, каким был прежде. Они решили здесь переночевать. Ночью Етимъяр услышал разговор брата с дочерью дэва.

– Какая ты красивая,– говорил Гайнизар.

А та в ответ:

– Я – что, вот дочь Огненного царя – писаная красавица!

Наутро Етимъяр расспросил, где находится дочь Огненного царя, и отправился на ее поиски, а Гайнизар вместе с дочерью дэва, которая согласилась быть его женой, пошел в свой родной дом.

Месяц ехал Етимъяр, год ехал, наконец увидел вдали какой-то город. Не доезжая до города, выдернул волос у коня и отпустил его. Вдруг появилось какое-то странное существо вроде человека, половина туловища его горела огнем. Етимъяр потушил на нем огонь. Горевший человек поблагодарил его:

– Спасибо, джигит, ты меня спас от смерти, доброту твою не забуду.

Пришел Етимъяр в город. Пошел по направлению к дому Огненного царя. Подошел и удивился: дом был битком набит такими же, как он сам, пришлыми джигитами. Девушка по одному приглашала джигитов, давала им невыполнимые задания, и одного за другим их убивали.

Назавтра появился сам царь и спросил:

– Где пришедший вчера джигит? Етимъяр отозвался. Тогда царь сказал:

– По условию моей дочери, я три дня буду прятаться, а ты будешь меня искать. Если не найдешь – голова твоя с плеч. Если найдешь – три дня ты будешь прятаться, а я буду искать. Если я тебя найду – убью. Если не найду – будешь учиться у дочери.

Царь ушел. Через час Етимъяр отправился его искать. На улице ему повстречался тот самый полуобгоревший человек. Он расспросил у Етимъяра, куда идет, и говорит ему:

– Да, джигит, это условие выполнить нелегко. Целый день ты прикидывайся, как будто ищешь. На колышке у двери царского дома будет висеть чалма, брось ее в огонь. Это и будет Огненный царь.

Поблагодарил Етимъяр и все сделал так, как посоветовали: бросил чалму в горящую печь. Чалма выскочила из печки и превратилась в Огненного царя.

– Завтра снова придешь искать,– сказал царь и отпустил Етимъяра домой. Назавтра Етимъяр снова отправился на розыски царя. Ему опять повстречался получеловек. Он сказал Етимъяру:

– В седьмом сарае увидишь черного быка. Это и будет царь. Етимъяр целый день делал вид, что разыскивает царя. К вечеру, прихватив аркан и нож, отправился к тому сараю. «С какой стати царь завел сюда старого быка? Дай-ка я его зарежу и накормлю учеников»,– сказал джигит и, что-то бубня себе под нос, вывел быка. Связал быку ноги и взял нож, чтобы его заколоть. В этот момент бык превратился в Огненного царя.

– Ладно, джигит, завтра придешь,– сказал царь и отпустил его.

Назавтра Етимъяр снова пошел на розыски царя. И опять тот самый получеловек помог ему:

– В царской комнате увидишь нож. Это и будет сам царь. Прикинулся опять Етимъяр, будто разыскивает царя, вошел в его комнату, взял лежавший там нож и бросил его в огонь, сказав при этом:

– Для чего такому знатному царю этот никудышный нож? Нож выпрыгнул из печки и превратился в царя.

– Ладно уж, джигит, твоя взяла. Теперь ты прячься. Завтра буду искать. Найду – голову отрублю,– сказал царь.

Назавтра, как только Етимъяр вышел на улицу, чтобы идти прятаться, сразу же появился тот получеловек и сказал ему:

– Иди смело, тебя сама царевна спрячет.

Не успел джигит войти к девушке, как та отломила от цветка веточку и вместо нее пристроила джигита. Искал, искал царь джигита, никак не мог найти. На другой день девушка спрятала Етимъяра в трость своего отца. Где только ни искал царь! Ходит он, опираясь на трость, ищет, ищет, аж изнемог, но все тщетно. Уставший и злой царь закричал:

– Джигит, не смог я тебя найти. Ладно, выходи, где ты?

– Я здесь,– сказал Етимъяр и вышел из трости, которая была в руках у самого царя.

Когда на третий день отправился Етимъяр прятаться, ему снова встретился тот получеловек и сказал:

– Царь тебя и завтра не сможет найти. После этого он согласится выдать за тебя свою дочь. Предложит совершить традиционный обряд бракосочетания, справить пышную свадьбу, но ты не верь: не то погибнешь.

Как только Етимъяр вошел, царевна тут же превратила его в сурьму и насурьмила им свои брови. Царь старательно искал, но опять не мог найти. После этого сказал:

– Выходи уж, джигит: ты победил.

Джигит вышел между бровей царевны. Царь сказал ему:

– Ладно, выдам за тебя дочь. Совершим обряд бракосочетания. Неделю будем пировать на свадьбе.

Но Етимъяр ответил:

– Нет, я пришел сюда не для того, чтобы жениться. Я учиться пришел. Не останусь здесь и дня, домой уйду.

А девушка так и льнет к нему. Царю ничего не оставалось, как проводить их взглядом. Когда они покинули пределы города, к ним присоединился и их доброжелатель – тот самый получеловек. Ушли втроем.

Еще в дороге Етимъяр узнал о том, что вчера мачеха отравила его брата и сноху.

Когда Етимъяр с женой стали подходить к родному дому, получеловек сказал им:

– Придете домой, ничего не ешьте, пока я не разрешу.

Пришли домой. Поздоровались. Мачеха накрыла на стол. Тут получеловек, ставший невидимкой, попробовал еду сначала ложкой, лежавшей перед Етимъяром, а потом – ложкой, лежавшей перед его женой. Поскольку кушанье не было отравлено, разрешил им есть. Когда поели, мачеха предложила:

– Баню истопила, идите помойтесь.

Получеловек сначала сам сходил в баню. Вернулся и сказал, что баня отравлена и ему с трудом удалось спастись. После этого Етимъяр сказал мачехе:

– Мы знаем, что баня отравлена, и не пойдем. Иди сама мыться.

У получеловека были три волшебных палочки: медная, серебряная и золотая. Стоило ему коснуться медной палочкой мертвого Гайнизара и его жены, как те слегка зашевелились; коснулся серебряной палочкой – те заулыбались; коснулся золотой палочкой – вскочили на ноги. Братья Гайнизар и Етимъяр, две снохи и сам Зуль-карнай-хан от радости аж прослезились. Разъяренный хан сказал жене:

– Коварная злодейка, ты, оказывается, решила извести весь наш род!– И он закрыл жену в баню, которую она сама же и отравила.

Вскоре скончался и сам Зулькарнай-хан. Возник спор: кому стать ханом. А у хана была волшебная птица Самригуш. Собрали народ и выпустили эту чудесную птицу. На кого она сядет, тот ханом и станет.

Птица села на Етимъяра.

 

 

Поделись с друзьями: