Алып батыр


banner 13

В давние–стародавние времена на берегу Агидели(1) жили, говорят, старик со старухой. Старик ходил на охоту, а старуха пряла пряжу и ткала полотно. Так и жили они, пока не достигли глубокой старости. Спохватились однажды: жизнь–то прошла и ни одним ребенком их не одарила. Умрут они, и не будет никого, кто бы их помянул добрым словом. Сильно опечалился старик. Захватив с собой лук со стрелами, топор к поясу приладив, покинул он родной дом. Шел он, шел, пока не достиг подножья какой–то горы. Там и присел отдохнуть. Ко сну стало клонить. И привиделся ему сон: явился хозяин горы и говорит:

–Рй, дед, ты чего пригорюнился?

– Сколько лет на свете прожил,– молвил старик,– а ни одного сына не нажил. Вот помру, и переведется мойрод. Потому и горюю.

На это хозяин горы отвечает:

– Без чьей–то смерти никто на свет не родится. Если сыном обзаведешься, сам умрешь.

Согласился старик. Тогда хозяин горы скрылся за камнем, а старик глубоко задумался. Вскоре камень, прислонившись к которому он сидел, начал содрогаться. Старик пробудился и, схватив топор, ударил им что есть мочи по камню. Оттуда, расколов гору, вышел юноша исполинского сложения. Подивился старик. А тот приблизился к нему и сказал, улыбаясь:

– Вот пришел я к тебе в сыновья.

– Добро, сынок, – обрадовался старик и обнял его. – Я ждал тебя всю свою жизнь.

Сын имел могучую стать и был красив. Пальцы у него были большие, как руки, а руки – как бревна, ступни – как лодки, плечи широкие, как луг, а тело могучее, как дуб.

– Сынок, возьми в таком случае мое оружие, – сказал старик и протянул ему лук, стрелы и топор.

– Отец, пусть твое оружие при тебе останется,– ответил молодец, – Для меня изготовим что–нибудь покрупнее.

Но старик не согласился:

– Нет, сынок, этот лук и топор остались мне от деда. Я их передам тебе. Отныне они будут твоими. Возьми, стрелами будешь птиц подбивать, топором лес рубить.

Тот взял лук из рук старика и, приладив стрелу, тронул тетиву. Стоило ему чуть–чуть ее оттянуть, как лук с треском сломался. От того треска дрогнула гора, посыпались камни, и старик упал замертво.

– Алып(2)!.. – хотел вымолвить что–то старик да не успел: испустил дух.

Поначалу растерялся силач. Но что делать, с почестью похоронил своего отца.

Наточил он топор и, проверяя его остроту, положил на ладонь, точно лезвие бритвы. Потом углубился в лес. Там срубил высокий дуб и смастерил из него лук, выстругал дубовую стрелу, снабдив ее острым каменным наконечником. Из жил трех медведей свил тетиву и натянул ее на лук. Вооружился и пошел странствовать по свету.

Перевалив гору Урал–тау(3), сделал семь шагов и остановился. Там, где ступал, остались просторные поляны. Он присел отдохнуть. С противоположной горы заметила его девушка, дочь хана. Она жила в большой юрте(4), в которой могли уместиться два косяка лошадей. А сама она была богатыркой–красавицей. Подозвала к себе девушка незнакомца и спросила:

– Как твое имя, егет(5)?

Он растерялся. Не знал ведь, что у людей есть имена.

– А что это такое – имя?

Девушка улыбнулась:

– Как к тебе обращаются люди?

Он ответил:

– Перед смертью отец обратился ко мне со словом "Алып".

– Выходит, ты Алып батыр.Если сумеешь одолеть меня в борьбе, я пойду за тебя замуж.

Алып батыр согласился и вступил с ней в единоборство.Семь дней, семь ночей боролись они.Наконец Алып батыр победил могучую девушку. Сказал:

– Ну, красавица, выполняй свое обещание.

Девушка ответила:

– Моя душа давно с тобой. Я твоя, а ты мой. Померились силой, теперь будем вместе.

– Сначала назови свое имя, красавица, – сказал Алып.

– Мое имя Бархын.

– Бархын–хылу(6). Бархын–хылу.Владеет сердцем пусть хылу, – промолвил Алып батыр и обнял девушку.

Свадьбу справили. Вместе жить стали. Родилось у них семеро сыновей, от которых, сказывают, происходят семь башкирских родов(7). Рти семь родов поселились на отрогах Уральских гор. Семь полян, где ступал Алып батыр, стали местом для их яйляу(8).

 


 

(1) Агидель - река на Южном Урале. Река Белая.

(2) Алып - взяв (причастие, башк.)

(3) Урал-тау - главный хребет Южного Урала, водораздел бассейнов рек Волги и Урала (Яика)

(4) Юрта - по-башк. тирмэ. Жилище из войлока, распостраненное у кочевых народов.

(5) Егет - молодой парень, удалец (башк.)

(6) Хылу (hылыу) - красавица (башк.)

(7) Семь башкирских родов - разумеется, на самом деле башкирских родов гораздо больше. Тут, видимо, имеются ввиду так называемые семиродцы (ете ырыу) - военный союз семи южных башкирских племен (кипчак, тунгаур, усерган, тамъян, юрматы, бурзян, табын), объединившихся в борьбе против татарских ханов и тем самым положивших начало объединению разрозненных родов в единый башкирский народ.

(8) Яйляу - летник, летнее пастбище

 

Поделись с друзьями: